Следование и ведение. Импровизирование.

Была услышана фраза, которая запомнилась, общий смылс ее такой: "Столько людей перемещаются без контакта. Как онипонимают друг друга?". Меня эти слова зацепили, поскольку продолжительное время была возможность расширить горизонты экспериментов на эту тему. Часть экспериментов превратилась в занятную теорию. Вот одна из них: «для большинства танцующих танго ведение-следование не существует». Непривычно и весьмо необычно, скажете вы? И будете правы. Ловлю себя на вопросах, не проходящих незамеченными, попробую разобраться.

Предпочитаю начинать, как обычно, с понятий. Если честно, небыло найдено приличного толкования на русском языке. После попытки перевода терминов стало понятно, что в оригнале они звучат лучше. Для обозначения этих терминов возьмем испанские слова. Обнаруженобыло аж две пары. Первая: marcar (намечать,показывать) — responder (отвечать). Вторая пара: llevar (перевозить,нести, управлять) — seguir (следить,продолжать, логически проистекать). Обе эти пары , как мне кажется, применяются танцуорами и преподавателями практически равноценно. Ну, может, адаптируются по случаю, как-то иначе. Суть остается неизменной. Для меня — исключительно по восприятию значений слов первая пара больше ассоциируется непосредственно с самим танцуем. А вот вторая пара соотносится к процессу практики и/или обучения. Либо, если пожелаете, к способу танцуевания партнершей.

Теперь перейдем к умозаключению «следование-ведение это миф». Несомненно, есть этап, когда следование-ведение существует в чистом виде, возможно больше — нет ничего кроме него. И это в самом начале обучения. Это когда люди пытаются сделать что-то, что никогда не делали раньше и чего не умеют. Ведущие как-то воздействуют на ведомых, а те как-то реагируют, как получается. Да, неэффективно, неумело, с огромнейшими «погрешностями», через голову, но без шаблона. Пока. Чистое «ответ-показывание». Чуть позднее их учат налаживать контакт, выстраивать тело, проводить коммуникацию по определенным правилам, все для того чтобы импровизирование — приятным и легким занятием, взаимодействие стало эффективным, а танцуец — контактом по типу «отвечать-намечать». Все бы хорошо. Но , похоже, есть некоторые нюансы.

Связки

Обучение происходит на проверенных, базовых и удобных для применения на милонгах многими людьми связках. Вы только осознайте, многие люди и даже поколения "работали" и создавали эти логичные и и комфортные для применения комбинации базовых движений. Хм, грандиозно и дух захватывает. Есть определенный плюс : наличие базовых движений позволит человеку быстро войти в тему, освоить и почуствовать неплохо себя зарекомендовавшие различные типы движения. Станет возможным расширять свои элементы двигательного репертуара. Еще один плюс - это наличие условно жестких ограничений, дающих возможность новичкам расслабить мозг и подыскать доселе неизвестные возможности для импровизации на "том, что есть" : тайминг, подача, динамика, различные качества движения. Уместно вспомнить старых мастеров, просто "повернутых" на нюансах - куда ставить стопу при траектории, на какой угол ставить носок при кресте. Оно и понятно, за исключением индивидуальных фишечек они всю жизнь овладевали одними и теми-же связками.

Есть минусы: бесконечно частое повторение одних и тех-же последовательностей прибивают спонтанную импровизацию. Например, крест у ведомой, когда левая нога впереди. А почему он такой? Отчего именно левая, а не правая? Партнеры, часто-ли "приводите" женщину в правый крест? Девушки, часто-ли встаете в "крест". Что или чем-то надо его "вызвать". Уверен, частенько задумывались, почему так? Мне правдо интересно, часто размышлял на эту тему. У меня появилось обьяснение благодоря терпению руководителя занятий, вполне соответсвующее реальности. Понимание простое: удобнее и комфортнее переходить в следующий шаг. Логически тоже обьяснимо - левый крест в "прогулке", органичнее выполнять, ибо ронда движется против часовой стрелке и поэтому движение скругляется влево для партнера. Лево-лево-лево.. Непонятно? Хм, если хотите, двигаться в сторону открытой руки проще, чем в сторону открытой.

Подкину, простите, еще дров в топку тролля: "всетанцууют одно и то же". Не верите? Посмотрите много разных видеороликов и выступлений. У каждого свои фишки и нюансы. "Неудобных", по определению, движений нет. Вы пробуете неудобное? Можно возразить "а зачем коли и так все хорошо"?Ну, покуда всам деле все хорошо, и нигде не жмет, то и взаправду, неудобства незачем.

Паттерны

Помимо связок существует еще один коварный убийца импровизации — личные шаблоны движения. С одной стороны, паттерн является суперэффективной находкой природы. Если мозг освоил некий способ и/или последовательность действий, которые приводят к нужному результату, они достаточно скоро переводятся в фоновое выполнение, позволяя освободить внимание и ресурсы для других задач. Это правда жизненно важно и чрезвычайно удобно. Иначе бы мы тратили неимоверное количество усилий на каждое «простое» действие, например, ходьбу.

Помимо связок есть в природе очень коварный убийца наповал всех импровизаций - личные шаблоны движений. Есть положительное начало - мозг приспособился к достижению нужного результата и освоился для выполненния последовательности действий. Паттерны оказались в процессе эволюции мегаполезной находкой человека. Если мозг освоил естетсвенное выполнение некоторых движений, то они выполняются в фоновом выполнении. При этом на другие задачи ресурсы не тратятся. Иначе тратили несоизмеримо большое усилия для выполнения движений - «простое» действий, например, ходьбы.

С другой стороны, "обрастание" шаблонами движений как-то может негативно повлиять на способность импровизировать в текущий момент. Неопределенное время человек робует различное, ищет. Находит способ сделать движения удобными и перестает пробовать, искать, продвигаться дальше. Не всегда, но вобщем-то тенденция такая. К весьма большему сожалению это усиливается в паре. Всем нравится, когда желаемое "получается". Ведущим нравится, когда ведомые реагируют как задумано. Ведомым нравится понимать, что в данный момент времени происходит. В результате получается взаимное наложение и усиление шаблонов. Может потому неплохо менять партнеров во время обучения.

Потеря связи

И что-же в итоге? Болшое количество танцующих танго неплохо взаимодействуют без контакта? В чем причина? Потому, что контакт - это сложно. Или, если нравится, достаточно трудоемко. Контакт обязывает повышенное внимания. Паттерны и связки позволяют обойтись меньшими затратами. Выполняется определенный набор движений и связок. Зачастую даже в определенной последовательности. Следование и ведение, в общем-то, становится не нужно. У партнеров всегда найдется набор из готовых реакций. Соглашусь, ведение и следование по типу "управлять-следить" все еще остается. Но процент "наметить-ответить" становится исчезающе мал. Женщины недовольны, что партнеры слегка, э-э-э, "шаблонны". Рассуждая, упрек можно обратить обратно, но у follower объективно меньше возможностей воздействовать. Бывают случаи, что ведомые сами тянут за собой "ведущего". А так, партнеры зачастую отчаиваются изменить ситуацию. И начинают следовать за девочками куда те пошли, либо выбивать из партнерш фигуры-связки силой. Это, поверьте, на определенном этапе не самый худший вариант. В "тяжелом" случае партнеры сдаются и перестают пробовать. Шаблон воссторжествовал.

Выводы

Выводов не будет. Выводить стену из кирпичей связок и паттернов все-таки придется. Неплохо, что они есть. А то что бы без делали? Чего, как полагаете, хотелось-бы развивать больше? Как миниум, две вещи.

Нарабатывать со временам более глубокий контакт и импровизацию. В этом есть определенно позитивная тенденция. Порой бывает достаточно одного-двух поклонников исследования и импровизации на тусовку, и все начинает меняться.. Все меняется, впитывая, а затем распространяется новые удочные находки и трики - многим нравится необычное и интересное.

Во-вторых. Как можно больше людей осознавало, что сейчас, в данный момент происходит. Что они делают в данный момент. Неважно, раслабляешься под привычные мотивы движений. Либо творишь что-то уникальное, глубоко связанное друг с другом. Неважно, что делаешь. Важно понимать, зачем. Проявляйте фантазию и воспользуйтесь новыми возможностями. Вы испытаете целую бурю ощущений и узнаете о себе нечто действительно новое